Кто прототип режиссера Якина из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»?

Леонид Гайдай

Розыгрыши и юмор – неотъемлемая часть актёрских будней. Между спектаклями, съёмками да и во время рабочего процесса коллеги не прочь подшутить друг над другом. Леонид Гайдай не был исключением. Нередко режиссёр наделял своих героев манерами и привычками близких и дальних знакомых. Зрители рукоплескали очередной комедии, не подозревая, что тот или иной персонаж имеет вполне конкретного прототипа из реальной жизни.

Кто есть кто

В кинофильме «Иван Васильевич меняет профессию» все действующие лица обрисованы острым пером сатиры. Один из наиболее характерных образов воплощён неподражаемым Михаилом Пуговкиным. Гайдай никогда не распространялся о том, кого он спрятал под маской «известного режиссёра Якина». Тем не менее близкое окружение Леонида Иовича сразу разгадало недвусмысленный намёк на старшего коллегу – Ивана Александровича Пырьева.

Иван Пырьев
Иван Пырьев

В 1973-м году, когда популярная комедия вышла в прокат, всесильного Пырьева уже 5 лет как не было на свете. Хотя на закате жизни орденоносный режиссёр почти отказался от съёмок и сосредоточился на административной деятельности, в кинематографическом цехе память о нём нисколько не угасла. Зрители хорошо знали его музыкальные ленты, снятые в первой половине XX века: «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки». А коллегам помимо популярных фильмов неплохо запомнились его манера общения, привычки, стиль одежды и узнаваемые речевые обороты.

Пырьев против Булгакова

Существует легенда, что при написании театральной пьесы «Иван Васильевич» остроумный и наблюдательный Булгаков «срисовал» своего Якина именно с Пырьева. Иван Александрович, в ту пору член комиссии Наркомпроса СССР, воспринял сатирический литературный шарж как оскорбление и выступил за запрет булгаковского произведения в печати и на сцене. Ярость кинематографиста вызвали прямые намёки автора на его романтические отношения с красавицами-артистками. Помимо служебных романов выдуманная фамилия также завуалированно напоминала о Пырьеве, любившем начинать свои речи и доклады с местоимения «Я». Без выражений Ивана Александровича «я думаю», «я считаю» и «я настаиваю» не обходился ни один художественный совет как на киностудии, так и в Народном комиссариате просвещения.

Михаил Булгаков
Михаил Булгаков

Булгаков подобные аллюзии в творчестве очень ценил и мастерски ими пользовался. От Михаила Афанасьевича схожим образом досталось не только Пырьеву, но и прочим не менее известным деятелям советской эпохи. Например, на страницах романа «Мастер и Маргарита» можно без труда отыскать задиристого поэта Ивана Бездомного, волею случая оказавшимся соседом главного героя по психиатрической лечебнице. Образ несчастного Иванушки скомбинирован: его прототипы – Иван Приблудный и Демьян Бедный. Для обоих поэтов 30-е годы минувшего столетия сложились трагично.

Иван Приблудный

Другое действующее лицо – некто Латунский – списан с критика Литовского. Осаф Литовский – тот самый отечественный литературовед, чьи едкие рецензии и разгромные статьи на корню загубили карьеру Булгакова. Стараниями Осафа Семёновича творчество писателя было фактически объявлено вне закона, а после смерти Булгакова и вовсе на долгие годы предано забвению.

Осаф Литовский

В романе Латунский примерно также завистливо расправляется с Мастером, после чего разъярённая Маргарита беспощадно громит жилище врага, устраивая в квартире потоп, круша шкафы молотком и разливая содержимое чернильницы.

Дань традициям

Приступая к съёмкам «Ивана Васильевича», Гайдай вольно или невольно выступил продолжателем булгаковских традиций, дополнив экранизацию собственными режиссёрскими находками.

Внешний облик Якина, его безупречный костюм, тросточка и посадка ногу на ногу целиком и полностью отсылают к воспоминаниям о Пырьеве.

В эпизоде, где самоуверенный Якин стремится разгадать, какой же актёр так удачно загримирован под царя Иоанна, он неслучайно произносит фамилии Юрия Никулина и Иннокентия Смоктуновского. Первого Гайдай изначально планировал снять в качестве венценосного самодержца, но Юрий Владимирович отказался. Второй незадолго до того исполнил роль сына Грозного, царевича Фёдора, в спектакле, поставленном на сцене Малого театра (ряд мизансцен Гайдай у театральных постановщиков позаимствовал и впоследствии перенёс на экран).

Иван Васильевич меняет профессию

Хлёсткая фраза Зинаиды о режиссёре Будимире Косом, к которому она якобы уходит, брошена капризной красавицей тоже не просто так. Будимир Метальников был современником и добрым приятелем Леонида Иовича. Режиссёры работали в соседних павильонах «Мосфильма», нередко сообща обедали и оба страдали отвратительным зрением (отсюда и родился «говорящий» псевдоним «Косой»).

Будимир Метальников
Будимир Метальников

Очевидцы вспоминали, что во время репетиции сцены ссоры Зины и Шурика на площадку совершенно случайно заглянул Будимир Алексеевич. Гайдай пошёл на произвольный экспромт и тут же изменил текст, предназначенный для актрисы Натальи Селезнёвой. Сперва Будимир воспринял происходящее как милую шутку. Позже, когда оказалось, что при монтаже картины изменённый текст сохранили, Метальников удивился, но ничуть не обиделся на шалость Гайдая. Так редкое имя Метальникова было раз и навсегда увековечено на плёнке.

Делитесь в социальных сетях:

Ваш комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *