Василий Максимов «Пережил старуху»

О картине Василия Максимова «Пережил старуху»

Жизнь и смерть неразрывно связаны друг с другом. Рано или поздно каждый человек добирается до финала и переходит хрупкую черту. Живописцы разных эпох пытались осмыслить таинственный переход из реальности в вечность и запечатлеть его в своих работах. Не остался в стороне и Василий Максимов, изобразивший на одном из полотен 2 таких близких и в то же время бесконечно далёких друг от друга мира: мира живых и мира усопших.

пережил старуху

Художник-передвижник Василий Максимович Максимов был рождён неподалёку от Новой Ладоги. Родом из крестьян, он не по наслышке знал деревенский быт, характеры и привычки простого сельского люда. На жанровой картине «Пережил старуху» предстаёт сцена молчаливого прощания старика с умершей женой.

Максимов, Василий Максимович
Портрет художника Максимова (И.Н.Крамской)

Главный герой, одетый в яркую, некогда праздничную рубаху, повёрнут лицом к зрителям. Его взгляд из-под полуприкрытых век обращён к покрытому саваном телу супруги. Меж бровями залегла скорбная складка. Почти прямая спина и натруженные руки, симметрично лежащие на коленях, не выдают растерянности или подавленности. Скорее это сосредоточенность на осмыслении произошедшего и спокойное ожидание собственного скорого ухода.

Интерьер крестьянской избы выписан Максимовым с реалистичной достоверностью. Старик сидит на простом, но крепком сундуке – непременном атрибуте сельского дома, в старину заменявшем платяные шкафы. Над головой полки для незатейливой кухонной утвари, над правым плечом мужчины резной посудник.

Тело усопшей покоится на широкой деревянной лавке, густо застеленной соломой. Согласно народным поверьям умирающему человеку нельзя было лежать на мягкой перине, тёплой печи или полатях. Лучшим местом для перехода в мир иной считалась обычная скамья, устланная сухой травой.

При всей безрадостности тематики, картина не производит удручающего впечатления. В ней достаточно света: это и небольшое боковое оконце, и окладистая борода деда, и медовые, выскобленные доски стен и пола, и даже белоснежное погребальное покрывало.

Сегодня полотно Максимова «Пережил старуху» является достоянием Национальной галереи искусств города Львова.

Делитесь в социальных сетях:

Ваш комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *